«Оз Йошир…»
Апрель 15, 2015
Каждый день утром я *читаю* слова этой песни. Песни Моше и народа нашего. В их уникальнейшей человеческой формации и в совершенно уникальном также, историческом периоде — периоде неповторимого симбиоза народа нашего с Хакодеш Барух Ху.
Каждый день слова эти выбрасывают меня на сушу непричастности. Знаю: «Так нельзя». Но ничего не могу с собой поделать … Я стою у обрыва, смотрю вниз … и не прыгаю… стою. Это ненадолго, только до «Йиштабах» … И как-то все это сразу забывается, куда-то уходит. До следующего утра … Я много думал об этом. Думаю и сейчас …
Тора наша, как известно, нерукотворный документ, значимость которого совершенно абсолютна. Тора даёт ответы и предлагает формулы для решения всей совокупности задач и каждой из этих задач по-отдельности во всём их разнообразии и большинстве.
Этот великий и неизведанный еще дар, Тора — там на «другом» берегу … все еще впереди …
Но мне, чудом ничуть не меньшим, представляется Свобода, дарованная нам Г-сподом. Я имею в виду не ту, свободу, которая позволяет передвигаться в желаемом направлении, или даже предпринимать поступки в соответствии с собственными желаниями или необходимостью, а «Свобода» — как некий метафизический феномен, незаменимый компонент, impetus, неизменно присутствующий — я уверен в этом- практически в каждом из нас, наследников «семени Якова». Феномен этот, Б-жьей Волей, параллельно генетической, является нашей связью с Прошлым — далекой, тускло мерцающей действительностью предков, генетическое воздействие которой на нас давным-давно «устремилось к нулю», а вот «феномен освобождения» существует. Для меня — это единственный и вполне доказательный аргумент в пользу «нации» в этом давнишнем споре: «кто мы: религиозное самообразование или нация?».
Надо сказать, что присутствие этого феномена в каждом из нас, евреев, отнюдь не равно-значно: не распределено, то есть «поровну», часто существует как-бы «номинально» и подчинено «Высшей Справедливости», которая как известно, непостижима.
Я думаю о гениях. О гениальности. Мне кажется о ней редко кто думает. Люди в большинстве своем стараются «не забивать голову», или если уж на то пошло, «выбрасывать мусор из головы».
«Гениальность» в самом своем названии предполагает генетическую (генную) связь, или возможно, генную природу этого явления — гениальности. Я здесь должен оговориться. По своему образованию я не являюсь генетиком, но мне доводилось достаточно часто работать с семьями, в которых был «mentally challenged child» -
ребенок с «генными изменениями». Всякий раз это «изменение» было заметно, причиняло немало страданий семье и близким ребенка и почти всегда определяло незавидное его будущее. Любое мало-мальское отступление от строгой схемы, элемементарное отклонение хромосомы от положенного ей в этой схеме гнезда приводило к существенным физическим и умственным «отставаниям», а порой грозило и скорой смертью ребенка. Я, в этой связи и существенно отвлекаясь, не могу понять (взять в толк) каким это образом существует «особый ген, определяющий гомосексуальную наклонность человека». («У одних людей он есть — у других он отсутствует»). С ужасом и недоверием вспоминаю я свой первый школьный класс, куда привела меня мама в далеком пятьдесят шестом году и куда другие мамы тоже привели своих детей, среди которых оказывается примерно тридцать-сорок процентов были геи. («Только они не знали!»).
Или, скажем, в современной России достаточно распространены артистические династии. Между тем, сами артисты уверены в том, что «для того, чтобы играть нужен талант». Некоторые добавляют: «Искра Б-жья». И тем не менее, в российских династиях «искра» передается от отца к сыну, причем иногда даже и не к родному. Мне кажется в этом присутствует «известный» парадокс.
Возвратимся все же к гениальности. Мне бы хотелось здесь кое-что пояснить. Говоря о гениальности, я прежде всего имею ввиду «отличие» — не банальную «одухотворенность». Отличие.
Свобода! Свобода, дарованная нам Г-сподом в тот первый месяц весны, была во многом (а по-моему, определяющим) наиболее весомым таким «отличием».
Я вновь здесь должен взять паузу для вторичного пояснения. Свобода, о которой я говорю — совершенно уникальная реальность, ничего почти не имеющая общего со «свободой передвижения», «действий», или даже «образа мыслей». Свобода эта также ни в коем случае не является «Freedom»(ом), т.к. по своей сути — это странный компонент неизвестной природы, уверенно принадлежащий подсознанию каждого из нас, евреев. И коль скоро мы «о нас» заговорили, мне придется напомнить здесь, пусть банально-расхожую, но все же характеристику, заработанную нашим народом «у людей» за все те века и тысячелетия, что мы вместе существуем. Считается что: а) Евреи умные и б) Евреи богатые. Эти два благословения, вне зависимости от их последовательности, нуждаются, по-моему, в некотором осмыслении. Мне представляется, что любой успех, особенно «огромный»; любое открытие, особенно «мировое», невозможно без присутствия (наличия!) в самой сущности человека специального, совершенно особенного элемента, который мы иногда называем: «хуспа». Хуспа, о которой я здесь говорю — категория в исключительном смысле штучная и заключается прежде всего в полном пренебрежении к «существующему опыту», «заметным авторитетам», «известной экспертизе», помноженной на крайнюю решимость. Такая комбинация, в моем представлении, и была Свободой дарованной нам Б-гом тогда Весной. И такая же комбинация, по-моему, определяет начальные условия любой гениальности, ее почву, торф. Люди, порой комментируя успех какого-нибудь незаурядного человека восклицают: «Сэйхл!». На самом же деле, наверное, справедливее было бы воскликнуть: «Хуспа!» Или «Койах!». Однако Свобода, возвращаясь к начальной Мизансцене, была во-первых за горизонтом, на недоступном расстоянии, а во-вторых … Во-вторых, Свобода была неизвестна. Да и зачем?! Когда еще вчера можно было «без горя» сидеть за кастрюлей полной мяса. Так подумаешь: «рабский труд»! Рабский труд — это утром … А потом, ближе к полуночи, можно будет вновь достать кастрюлю! А что теперь! И иди знай, что там впереди? Зато позади! Позади беспощадная египетская конница с пьяной от веселья египетской солдатней …
Мы плакали там! И даже учитель наш, великий Моше, был повергнут в отчаяние! Обращаясь к Б-гу в безудержной молитве, он казалось, сам потерял уверенность. «Твоя молитва была услышана!» — гневно напоминает ему Хашем: Время Действия!
Но что это? Всплеск! Всплеск воды внизу, звонкий как удар хлыста …Это Нахшон бен Аминадав, презрительно обернувшись в сторону египетской конницы и полный решимости хватил глоток Свободы и, преисполненный первозданной Хуспы, шагнул с крутого обрыва…
«…Подними посох свой и простри руку свою над морем …». (Шмос 14:16) — в точности исполнил заветное Указание Моше Рабейну …
И Воды разошлись! «Такого никогда не было прежде и никогда не повторится вновь!» По дну моря, меж двух вертикальных морских стен гордой поступью шли шестьсот тысяч гениев! Шестьсот тысяч Бетховенов, Гейне, Да Винчи, Моцартов и конечно, Эйнштейнов распевали во всю мощь своих свободных голосов: «Оз Йошир …»
Через несколько часов я вновь буду стоять невдалеке от обрыва. Оттолкнутый другими, я стою в окружении огромной толпы и прислушиваюсь. До моего слуха лишь изредка доносятся громкие всплески внизу … За спиной отдыхает усталая конница «непреодолимых обстоятельств», возглавляемая самоуверенным фараоном с непривычным именем: «Здравый смысл».
Борис Кегелес
P.S. Сегодня (на часах 1:46 AM) Пейсах. Вечером Сейдер и я, скорее всего, буду «вести» его. В который раз я отдаю должное мудрости наших исполинов, не включивших тогда, почти две тысячи лет назад, в Праздничную Агаду эту песнь: «Оз Йошир …»
© Copyright: Борис Кегелес, 2015
Свидетельство о публикации №215040900279